Отдел продаж: 0 (312) 979-949 моб: 0 (550) 48-66-66

1С:Предприятие для управления и учета

20 лет на рынке автоматизации и учета

Журнал «Налоги и право» № 8 2013 г. Учредитель «Палата налоговых консультантов КР»

01.09.2013

Бухгалтерский учет в некоммерческих организациях

Васильева Светлана
Консультант центра внедрения и сопровождения
ОсОО «1С – Като Экономикс»


Программа 1С: Бухгалтерия для НКО (некоммерческие организации) разработана на базе 1С: Бухгалтерия 8 с сохранением всех типовых механизмов и возможностей стандартного учета и позволяет совместить ведение учета коммерческой и некоммерческой деятельности в одной программе.

Бухучет в некоммерческих организациях (НПО, НКО, общественные объединения, ассоциации, фонды, союзы, международные представительства и так далее) характеризуется определенными особенностями, связанными с финансированием по грантам - проектам, формированием и контролем бюджета, а также постатейным учетом в разных валютах. 

В программе 1С: Бухгалтерия для НКО реализованы следующие возможности, связанные с вышеперечисленными особенностями:
  • Возможность составления сметы доходов и расходов (бюджета проекта), контроль фактических расходов и формирование отчетов по исполнению бюджета поступления и отображает исполнение бюджета
  • Ведение учета по нескольким проектам в одной базе данных. При этом каждая операция относится к «своему» проекту. Таким образом, все расходы относятся на соответствующие проекты. Например, суммы начислений по зарплате и суммы начисленной амортизации основных средств относятся на соответствующие проекты и статьи затрат. Такие отчеты, как оборотно - сальдовая ведомость, расчетная ведомость по зарплате, исполнение бюджета по проекту формируются как в разрезе проектов, так и в целом по организации.
  • Совмещение в одной базе ведения учета некоммерческой деятельности по проектам с учетом собственной хозяйственной деятельности, в том числе и коммерческой (такие операции могут учитываться в рамках одного или нескольких собственных проектов). Расходы, связанные с некоммерческой деятельностью автоматически закрываются на счет доноров, а связанные с коммерческой деятельностью на свод доходов и расходов.
  • Возможность ведения учета одновременно в двух валютах – валюте регламентированного учета в КР и в валюте проекта. При этом различные проекты могут иметь разные управленческие валюты
На примере небольшой организации - Общественный Фонд «Образование», мы рассмотрим учет расходов некоммерческой организации и необходимые отчеты.

После утверждения бюджета данные о планируемых суммах расходов вносятся в программу с помощью документа «Открытие бюджета по проекту»
Открытие бюджета
Общественным Фондом «Образование» получен грант в размере 5850 $ на повышение образования. Из них 3000 $ перечислено грантодателем ПРООН.
Оформляется получение гранта стандартным Платежным поручением входящим.
Платежное поручение входящее
Денежные средства, поступившие от донорской организации, конвертируются в сомы. В программе оформляется документ Конвертация.
Конвертация
Расход может происходить как в сомах, так и в любой другой валюте.
Оформим расход денежных средств на покупку канцелярских товаров (5000 сом) и оплату электроэнергии (2500 сом), через подотчетное лицо.
Выдача в подотчет оформляется документом Расходный кассовый ордер, с видом операции «Выдача денежных средств в подотчет».
Расходный кассовый ордер
Особенностью конфигурации НКО является то, что любой документ оформляется строго по проекту и с указанием статьи затрат. Но в РКО мы можем не указывать статью, т.к. не всегда знаем на какие статьи затрат фактически будут потрачены средства. Статьи затрат нужно будет заполнить в Авансовом отчете.
После получения Авансового отчета вносим данные о расходе в программу.
Авансовый отчет 1
Авансовый отчет 2
В проводках сомовые суммы будут пересчитаны в валюту проекта по установленному курсу. Курс проекта – это отдельный справочник курсов валют, отличный от курсов валют НБ.
Результат проведения документа
Сумма УУ в данном случае и является суммой в валюте проекта.

Рассчитаем заработную плату по данному проекту.
Конфигурация позволяет отнести расходы по начислению заработной платы и налогов на отдельные статьи затрат, также можно начислять заработную плату по нескольким проектам одновременно, при этом разнести эти расходы на различные статьи.
Оформляем приказ о приеме на работу и указываем на какие статьи затрат отнести расходы по зарплате сотрудников.
Приказы кадровые ЗП
Результат начислений и расчета налогов мы видим в документе Закрытие месяца по ЗП.
Закрытие месяца ЗП 1
Закрытие месяца ЗП 2
Оформим расходы за услуги согласно счету-фактуре:
Поступление ТМЗ и услуг
Закрытие всех счетов расходов и доходов происходит в программе отдельно по коммерческой и некоммерческой деятельности и формируются проводки:
  • некоммерческая деятельность:
5999 – 8000
6110.1 - 5999
4200 - 6110.1
  • коммерческая деятельность:
5999 – 8000,9000
6000 - 5999
5999 - 5300

4200 - счет обязательств по гранту
6110.1 счет доходов по освоенному гранту.

Оформляется эта операция регламентным документом «Закрытие месяца».
Закрытие месяца
Результат проведения документа
Формировать отчеты по исполнению бюджета по проекту можно двумя способами – кассовым методом и методом начисления. При формировании отчета с использованием кассового метода, суммы фактических расходов складываются непосредственно с Кт кассы и банка.
При формировании отчета с использованием метода начисления - суммы фактических расходов - это суммы Дт счетов расходов (8…,9….)
Исполнение бюджета по проекту
Данный отчет формируется в валюте УУ, т.е. в валюте проекта.

Также в программе есть возможность формирования Оборотно - сальдовой ведомости в разрезе проектов.
Оборотно-сальдовая ведомость
Мы надеемся, что приведенный пример в достаточной степени демонстрирует способность 1С: Бухгалтерия для НКО обеспечить ведение прозрачного учета в некоммерческой организации как в интересах организации так и в интересах доноров.